Благо 

Ассоциация христианских медсестер и волонтеров "Благо"

Главная задача Ассоциации - научить христианских медсестер и волонтеров ведению здорового образа жизни, профилактике заболеваний, заботе о людях с психологическими и психосоматическими проблемами, детей и инвалидов а также палиативной помощи.


Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход
10:25, Суббота, 18.11.2017
Главная » 2015 » Май » 3 » Молитва в клинической практике: какие есть доказательства?
18:25
Молитва в клинической практике: какие есть доказательства?

Аннотация: Американская медсестра-инструктор, которая родилась в Корее, анализирует практику использования молитвы в лечебных учреждениях в Корее и рассуждает о применении этого опыта в США. Статья содержит обзор литературы по теме молитвы о здоровье и медсестринской практики. В заключение автор дает советы, основанные на реальных доказательствах, о совместной молитве с пациентами и молитве за пациентов в лечебных учреждениях.

Д-р Йеоун Су Ким-Годвин– профессор Медсестринской Школы Университета Северной Каролины, Уилмингтон. Она преподает курсы «Забота о здоровье общины» и «Транскультурные аспектыздравоохранения». Еще до своего переезда в Соединённые Штаты она изучала «Служение исцеления» в Азиатском Центре Богословских Наук и Миссии в Корее.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Я - кореянка, дипломированная медсестра. Я переехала в Соединённые Штаты уже будучи взрослой. Я рассказывала пациентам о своей христианской вере и часто молилась вместе с ними во время моей преддипломной клинической практики в Корее. Порой мои преподаватели выражали свое беспокойство по этому поводу, считая, что я фокусируюсь больше на «духовной заботе», чем на овладении медицинскими навыками. Однако я была уверена в том, что поступаю правильно, соединяядуховную поддержкуи лечение. По окончании моего обучения поспециальности «Сестринское дело» я начала работать медсестрой на отдаленном острове в Корее, где проживали более 3000 больных проказойв течение всей своей жизни. Работая с этими пациентами на протяжении 3-х лет, я осознала, что быть для них медсестрой – значит просто быть рядом с ними, кушать вместе с ними, молиться за них и с ними. Покинув этот остров, я работала медсестрой в христианской больницев Корее, где все сотрудники начинали свой день с молитвенного богослужения и молились за своих пациентов. Поэтому молитва о пациентах, а также совместная с ними молитва, стала обыкновеннымдля меня делом.
Во время моей непродолжительной работы в больнице в США я также не испытывала никакого этического или правового конфликта относительно молитвы с пациентами. Я никогда не думала о возможных негативных последствиях молитвы в процессе ухода за больным до тех пор, как в 2011 году я прочитала статью Элизабет Тейлор «Духовная забота: евангелизм у постели?» в «Журнале христианских медсестер».Я никогда не могла предположить, что медсестры могут получить выговор, быть наказанными или даже быть отстраненными от работы за молитву с пациентом. Это побудило меня исследовать различные практики молитв о здоровье, чтобы составить рекомендации для христианских медсестер по поводу молитвы в лечебных учреждениях.

Молитва в Соединённых Штатах

В Соединённых Штатах молитва является обычной практикой. Исследовательский центр Барна Групп, который на протяжении двух десятилетий проводил ежегодное исследование по вопросам религии в США, отметил, что если в 1999 году 77% респондентов в течение прошедшей недели молились Богу, то в 2004 число молящихся возросло до 83%. Трое из четверых взрослых, исповедующих нехристианские верования, утверждали, что они регулярно молятся на протяжении недели. Трое из десяти атеистов и агностиков также признавались, что молятся (Барна Групп, 2004). В 2005 году компания Билифнэт, опросив 1004 взрослых американцев, установила, что 64% респондентов ежедневно молятся, и лишь 8% – никогда не молились (Билифнэт, 2005). Согласно даннымамериканской газеты «США сегодня», результатыопроса1000 человек, который  провёл Институт Гэллапа в мае 2010, показали, что 92%респондентов верят в Бога, а 83% респондентов сказали, что Бог отвечает на их молитвы. Также 57% американцев одобряют проведение Национального Дня молитвы (Гроссман, 2010). В 2011 году Исследовательский центр Барна Групп, проведя очередной опрос, отметил, что «чуть более чем четверо из пяти американцев молились в течение недели» (Барна Групп, 2011, стр. 172), а это – более 80% респондентов.

Молитва о здоровье является обычной практикой. Согласно данным национального исследования (было опрошено 2055 человек), 35% респондентов молились о своем здоровье; 75% из них молились о благополучии и 22% – о конкретных проблемах, связанных с их здоровьем; 69% из тех, которые молились о конкретных проблемах со здоровьем, верили в действенность молитвы (МакКаффрэй, Эйзенберг, Легедза, Дейвис и Филлипс, 2004). Согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (было опрошено 31044 человекв 2002 году), большинство людейиспользовалимолитву, как метод нетрадиционной или альтернативной медицины. Около 43% респондентов утверждали, что они молились о своём здоровье в течение последних 12 месяцев (они поставилимолитву на первое место в списке 10 видов альтернативной медицины); о здоровье 24% респондентов молились другие люди (здесь в перечнеметодов альтернативной медицинымолитву поставили на второе место); 9,6% опрошенныхмолились о своём здоровье в молитвенных группах (шестое место) (Барнс, Пауэлл-Грайнер, МакФанн и Нахин, 2004).

В 2005 году O’Коннор, Пронк, Тан и Уайтбёрд, используя перекрестное анкетирование, опросили 4404 человек в возрасте от 40 лет и старше. Согласно данным этого исследования, 47,2% респондентов заявили, что они молятся о здоровье, и 90,3% из них верили, что молитва способствует их выздоровлению. Те люди, которые молились, гораздо меньше употребляли алкоголь и курили; они регулярно контактировали с медицинскими работниками на уровне первичной медицинской помощи по вопросам профилактики, делали противогриппозную вакцинацию, елиовощи, были удовлетворены социальной поддержкой и обслуживанием. В 2012 году Коэниг, Кинг и Карсон, всесторонне изучив вопрос, пришли к заключению, что молящиеся о своем здоровье люди, вне зависимости от их веры и профессии, получают положительные результаты, благодаря молитвам.

Христианские медсестры, молясь о пациентах,должны использовать наилучшие практики.

Является ли молитва действенной?

Были проведены различные эмпирические исследования, призванные «протестировать» эффективность и действенность молитвы о здоровье, которые ещё не завершены (Крукофф и Крейтер, 2010; Нараянасами и Нараянасами, 2008). Одни люди заявляют, что невозможно, экспериментируя на человеке, «протестировать» Бога или Его ответ на молитву (Ахмед и Холл, 2008; Гаудиа, 2007), другие – верят, что, используя научные методы, можно достоверно исследовать потенциальные возможности молитвы о здоровье, но, вместе с тем, признают ограниченность методологических инструментов в исследовании молитвы (Крукофф и Крейтер, 2010; Петит, 2010). Вне зависимостиот методологических проблем и критицизма в измерении эффективности молитвы, общепризнанно, что молитва оказывает положительное воздействие на здоровье человека (Чу, 2011; Дэнхолм, 2008; Петит, 2010; Ваннемредди, Брайан и Нанда, 2009). Медицинские отчеты также подтверждают важность и ценность молитвы в процессе выздоровления и исцеления (Хэлминг, 2011; Нэнси, Кьюинн Гриффин, МакНулти и Фитзпатрик, 2010; Шелли, 2005).

Термин «Заступническая молитва (ЗМ)»означает больше, чем просто молитва.ЗМ – это беседа между Богом и человеком, прошение или ходатайство о благе для другого человека. Он просит и верит, что Бог дарует благо другому человеку (Стрэнг, 2011). При дистанционной заступнической молитве (ДЗМ) у человека, за которого молятся, нет прямого контакта с тем, кто молится за него. Контактная заступническая молитва (КЗМ) подразумевает непосредственный контакт между людьми во время молитвы, часто использующий контакт прикосновения (Браун, Мори, Уильямс и МакКлимонд, 2010; Нэнси и соавт., 2010). Холливелл и Волкер (2009) утверждают, чтоперсональная молитва отличается от ДЗМ, когда молящийся человек порой не знает лично того, о ком он молится или тот человек, о ком молятся, не просил других молиться о нем.

Изучению ДЗМпосвящено достаточно литературы. Этот вид молитвы часто вызывает споры и дискуссии. КЗМ – менее исследованный вид молитвы, однако имеет подтверждения позитивного влияние на здоровье человека. Браун (2010) отмечает статистически подтверждённое существенное улучшение при нарушениях слуховых и зрительных функций у жителей в деревнях Мозамбика после практики КЗМ. Мастерс и Спилменс (2007) провели 15 эмпирических исследований, чтобы проанализировать эффект КЗМ, и пришли к заключению, что невозможно научно объяснить влияние КЗМ на здоровье человека. Авторы исследования подняли вопрос о невозможности чистоты эксперимента из-за неуверенности в том, что сами пациенты, о которых молилась контрольная группа, не принимали участие в молитве. Робертс, Ахмед, Холл и Дейвисон (2009), протестировав 7807 человек, живущих в Великобритании, и детально проанализировав 10 выборочных примеров, заявили, что в целом нет существенной разницы в процессе выздоровления людей, которые молились о здоровье, и теми, которые не молились. Авторы исследования пришли к выводу, что ЗМ не оказывает особого благотворного или пагубного влияния на больных, и призвали к углубленному изучению этого вопроса, чтобы получить более достоверные результаты.

Молитва среди пациентов

Многие исследования свидетельствуют о том, что молитва является излюбленным методом, которым часто пользуются пациенты. Колемен (2006), опросив 1071 ВИЧ-инфицированных пациентов различной национальности (выборка, не является репрезентативной), отметил, чтоони, независимо от этнической принадлежности, часто молилисьс целью уменьшить связанную с ВИЧ-инфекцией тревогу, депрессию, апатию и т.д. В частности, взрослые афро-американцы и испаноязычные американцы, а также женщины  молились, чтобы облегчить симптомы болезни. Авторы исследования утверждают, что не все люди полагаются на молитву. Однако те, кто молятся, могут лучше совладать с переживаниями и стрессом, связанными с ВИЧ-инфекцией. Авторы также настаивают на том, что медицинские работники должны быть информированы о действии молитвы.

Молитва является важным методом психофизиологической адаптации среди пациентов с онкологическими заболеваниями. Уолтон и Сулливан (2004) провели интервью с 11 мужчинами, больными раком предстательной железы, и выяснили, что молитва даровала им душевный покой и силу. В 2011 году Хефти сообщил, что религиозные методы умиротворения оченьраспространены среди пациентов, страдающих психическими расстройствами и заболеваниями. Исследования показывают, что 70-80% пациентов прибегают к религиозным и духовным практикам (напр., молитва и медитация, чтение псалмов или другой религиозной/духовной литературы,участие в церковных богослужениях), чтобы справиться с разочарованием и трудностями, с которыми они ежедневно сталкиваются.

Несколько исследований, проведенных Ай, Данкл, Питерсон и Боулинг (1998), Ай, Питерсон, Боулинг и Коениг (2002), Ай, Тайс, Питерсон и Хуанг (2005), а также Ай и соавт. (2007), сфокусированы, главным образом, на молитве среди пациентов, перенесших операцию на сердце. Исследователи выяснили, что пациенты использовали молитву, как духовный способ, чтобы укрепить свой дух, получить практическую помощь и поддержку в кризисные периоды своего лечения и уменьшить боль и переживания. Исследователи также рекомендовали медсестрам и врачам поддерживать пациентов в использовании духовных практик, независимо от их религиозных традиций (Ай и соавт., 2002). В другом исследовании Ай и соавт. (2007), объясняя связь между молитвой и самочувствием,свидетельствуют о значении оптимизма в этом. Согласно данным исследования, 88% респондентов были убеждены в необходимости помолиться перед операцией, чтобы справиться с трудностями, связанными с операцией. Однако,  исследователи не проводят различия между разными видами молитвы (Ай и соавт., 2007).

Молитва медсестёр

 Социологический опрос, проведенный Тейлором и Меймаером в 2005 году, показал, что большинство пациентов предпочитают, чтобы медсёстры, ухаживающие за ними, молились о них. Было опрошено 156 больных онкологическими заболеваниями и 68 членов их семей, большинство из которых были христианами. Результаты исследования показали, что 60% пациентов и 68% ухаживающих за ними членов семей желали, чтобы медсёстры молились о своих пациентах, но не в присутствии самих больных; 41% пациентов и 56% членов их семей предпочли, чтобы медсёстры молились вместе с пациентамиоб их здоровье. В 2011 году Балбони опросил 70 больных онкологическими заболеваниями, 206 врачей-онкологов и 115 медсестёр, работающих в онкологических отделениях, чтобы оценить их мнение о роли молитвы. 83% медсестёр сказали, что молитва для пациентов была полезной; молитва врача воспринималась большинством пациентов (64%) и медсестёр (76%), как полезная. Среди тех пациентов (61%), которые согласились бы попросить своих врачей и медсестёр помолиться о них, 86% респондентов отметили, что эта молитва послужила бы поддержкой для них.

Эти социологические данные показывают, что большинство медсестёр согласны молитьсяо пациентах, несмотря на то, что не все пациенты и члены их семей были бы благодарны им за молитву. В 2005 году Трейси вместе с коллегами опросили 726 медсестёр, работающих в реанимации, выбрав их методом случайного отбора, и выяснили, что 73,1%респондентов назвали молитву одним из наиболее часто используемых методов терапии. Более того, 89,1% медсестёр считают использование молитвызаконным, а 80,7% медсестёр советуют своим пациентаммолиться. 79,4%пациентов и членов их семей просили медработников помолиться за них, считая это одним из методов терапии. В 2012 году Мэтьюс провел анкетирование среди 674 практикующих медсестёр и пришел к выводу, что когда медсестры определяли духовные потребности своих пациентов, то они предлагали помолиться о них, приглашая к ним капеллана. Таким образом, они проявляли свое уважение к религиозным верованиям и культурным особенностям пациента, обеспечивая комфортную обстановку, устраняя возможные барьеры. Однако, Мэтьюсотметил, что большое количество медсестёр боятся молиться открыто, ссылаясь на больничные правила.

Медсёстры молятся также о себе. Холт-Эшлей(2000) поделился опытом молитвенных групп, рассказав о том, как небольшие группы медсестёр, встречаясь за 15 минут до начала рабочего дня,ежедневно молились о своих пациентах и просили Божьей  помощи в исполнении своих рабочих обязанностей. В 2004 году Кейвендиш, Конекни, Льюис и Ланза, используя метод случайного отбора, провели национальное исследование, опросив 404 медсестры, обеспечивающих до- и послеоперационный уход за больными. Согласно данным исследования,медсёстры начинали работу с молитвы о Божьей помощи и поддержке. Это говорит о том, что медсёстры ежедневно молились о совершенствовании своих профессиональных навыков, принятии верных решений, чтобы не причинить вреда пациентам, за которыми они ухаживают.

Есть свидетельства того, как Бог чудесным образом отвечает на молитвы медсестёр, которые молятся о своих пациентах. Например, МакКарвер (2010) описывает свой молитвенный опыт, когда она молилась о матери новорождённого малыша, которого поместили в отделение интенсивной терапии. Она рассказывает, что еёмолитва была частью терапевтического ухода. МакКарвер верила, что благодаря её молитвам о новорожденном малыше он выздоровел.

В завершение хочу сказать, что, несмотря на различный опыт использования медсёстрами молитв, результаты исследований свидетельствуют о пользе и необходимости молитвы о пациентах и медсёстрах. Молитвы укрепляют дух медсестёр, чтоположительно влияети помогает им оказывать поддержку пациентов и их семей.

Медсёстры начинали работу с молитвы о Божьей помощи и поддержке.

Результаты молитвы

Несмотря на то, что результаты многих эмпирических исследований до сих пор остаются незавершёнными по различным причинам,научная литература,  все же содержит свидетельства того, как молитва помогает пациентам и оказывает благотворное воздействие на здоровье человека. Если медсёстры будут иметь ясное представление о пользе молитвы, как духовной практики, тогда они смогут уверенней использовать молитву о своих пациентах (ДиДжозеф и Кейвендиш, 2005). Стрэнг (2011) заявил, что предложение медсестры помолиться о пациенте является проявлением высокого профессионализма, потому что истинный профессионал стремится обеспечить «уход по наивысшим стандартам» (Стрэнг, 2011, стр. 95).

Медсёстры,имея отношение кперсональным и интимным сферам жизни пациентов,могут распознать и понять их духовные потребности (Холливелл и Волкер, 2009). Когда пациент молится, он в некоторой степени делится своим религиозным и/или духовным опытом, что положительно влияет на взаимоотношения пациента и медицинских работников (Балбони и др., 2011). Молиться с пациентом, если он заявил о таком желании, и привлекать пастора для обеспечения духовных потребностей пациента, это значит проявлять уважение к его верованиям. Поскольку молитва подразумевает внимание к нуждам и желаниям пациента, она должна учитывать его духовные традиции, религиозные верования, его духовныепотребности (Нараянасами и Нараянасами, 2008).

Необходимо учить медсестёр, как и когда молиться о пациентах и вместе с пациентами. Очень важно, чтобы медсестра, которая изъявила желание молиться о пациенте,прежде всего, попросила у него разрешения (Смит, 2011; Тейлор, 2011). Если пациент сам просит о молитве, тогда риск принуждения к этому сводится к минимуму (Коениг, 2007).Важно обсудить желания и потребности, о которых пациент хотелбы, чтобы медсестра помолилась. Много людей признательны за молитвы об их физическом исцелении. Это нужно учитывать (Коениг, 2007). Коениг рекомендует медработникам, которые хотят предложить пациенту помолиться о нем, делать это с большой осторожностью и только, если будут соблюдены следующие условия: (1) ознакомиться с духовными традициями и верованиями пациента, который, в свою очередь, будет благодарен медработнику за молитву; (2) медработник имеет те же религиозные представления, что и пациент; и (3) есть духовная потребность и ситуация, о которых необходимо молиться (Коениг, 2007, стр. 67). Однако бывают ситуации, когда медсестра чувствует особую потребность в молитве о пациенте, не узнав о его духовных и религиозных традициях. В таких случаях медсёстрам необходимо быть очень осторожными. Медсёстры должны также понимать, что их роль в духовной опеке заключается исключительно в поддержке пациента (ДиДжозеф и Кейвендиш, 2005) и привлечении к духовной поддержке опытных душепопечителей – капелланов и духовных наставников пациента (священников и т.д.). Медсёстры, оказывая духовную поддержкупациентам, должны сотрудничать с капелланами, которые служат в больнице, потому что медсёстры не имеют соответствующей подготовки и достаточно времени для этого служения. Капелланы также должны сотрудничать с медсёстрами, которые сообщают им о необходимости посетить того или иного пациента (Коениг, 2007). В заключение, медсёстрам необходимо понимать важность профессиональной подготовки, как в медицинском училище, так и на рабочем месте, которое фокусируется на наилучших молитвенных практиках.

Практика молитвы

Учитывая большое культурное и этническое разнообразие населения в Соединённых Штатах, медсестры должны учитывать особенности восприятия молитвыпациентами с различными культурными и субкультурными особенностями. Молитва о пациентах может быть обычной практикой в больницах на территории некоторых стран. В 2012 году д-р Ли, корейский хирург, выступая в Нью-Йорке на Американо-Корейской конференции о миссии здравоохранения, рассказал, что каждый раз перед операцией он молится о пациенте и вместе с пациентом. Он отметил, что все пациенты, в том числе буддийские монахи или атеисты, принимают его молитву, совершаемую перед предстоящей операцией. Он также рекомендует своим пациентам чтение Священного Писания в послеоперационный период. Его лечение состоит как из медицинских предписаний, так и духовной опеки (напр., молитвы). Проведя собственное исследование в течение года, он пришел к заключению, что большое количество пациентов, находившихся на лечении в больнице, стали посещать церковь. Слушая его выступление на конференции, я задала себе вопрос: «Возможна ли эта практика в Соединённых Штатах?» Д-р Ли является руководителем Христианской больницы (ее название переводится дословно, как «евангельская больница»). Поэтому, каждый пациент понимает, что он будет лечиться в Христианской больнице и ожидает христианскойдуховной опеки в период госпитализации. Свидетельство д-ра Ли может быть исключительным случаем. Поскольку я не живу в Корее уже на протяжении двух десятков лет, я не знаю о молитвенной практике в других корейских больницах. Однако я чувствую, что в Соединённых Штатах практика молитвы среди медсестёр не одобряется по причине чрезмерного акцентирования на правах пациентов, автономии и фокусировании на разделении церкви и государства.

Медсёстрам нужно понимать, что предложение помолиться, несмотря на добрые намерения, может причинить дискомфорт пациенту, чьи личные верования не согласуются с верованиями медсестры. В исследованиях Балбони и соавт., (2011) говорится о том, что молитва может не принести пользу при отсутствии веры в нее. Медсёстры должны предвидеть возможные негативные последствия для пациента, который не исповедует похожие верования и может испытывать дискомфорт от молитвы в больнице или воспринять «духовную опеку» медсестры, как попытку навязать ему её религиозные верования. Единственным способом свести к минимуму негативные последствия является полное согласие и единство в религиозных и духовных верованиях. Использование молитвы, наряду с возможным визитом капеллана, должны не нарушить ощущение комфорта пациента (ДиДжозеф и Кейвендиш, 2005; Тейлор, 2011).

Поскольку форма и значение молитвы могут быть разными для каждого пациента, медсёстры должны постараться адаптировать конкретный вид молитвы к религиозным и культурным традициям пациента (напр., христианство, иудаизм, ислам и т.д.) (ДиДжозеф и Кейвендиш, 2005). Медсёстры могут предложить альтернативу верованиям и практикам, не приносящим пользы, но, не пытаясь изменить систему верований пациента. Например, если пациент желает использовать молитву, как замену лечению (отказываясь от лечения), или молиться не самым лучшим способом, то медсестра всё равно может молиться с пациентом, тем самым, проявляя Божью любовь и присутствие, и привлекать капелланов, священников и другихдушпастырей, чтобы поддержать пациента (Тейлор, 2003). Молитва с пациентами не должна идти в разрез с собственными убеждениями и верованиями медсестры. К примеру, если пациент, который не является христианином, захотел помолиться, то медсестра-христианка может предложить ему обратиться к Богу так, как он Его себе представляет (вездесущий дух, жизненная сила и т.д.).

Христианские медсестры, молясь о пациентах, должны использовать наилучшие практики. Будьте осведомлены о духовных кризисах, к которым могут привести болезни человека. Внимательно слушайте пациента, прежде чем давать ответ или обращаться за помощью к капеллану и священнику. Могут быть некоторые виды молитв, которые можно назвать универсально благотворными. Добровольная молитва о здоровье других является одной из таких молитв (Мастерс и Спилменс, 2007), как и молитва о водительстве, Божьем присутствии и т.д. (Тейлор, 2003), или использование написанных и ритуальных молитв, которые есть в каждой религии. Холливелл и Волкер (2009) утверждали, что личная или частная молитва обычно ассоциируется с низким уровнем депрессии и беспокойства. Поэтому они называли этот вид молитвы вполне подходящим для пациентов в лечебных учреждениях. Балбони и др., (2011) расценивали молитву, произносимую пациентом, как наиболее подходящую при болезнях, несущих опасность для жизни человека.

 В последующем исследовании определяются виды молитв, оказывающие благотворное воздействие на здоровье человека в лечебных учреждениях. Недавно изданная книга Гарольда Коенига (2012) «Исследование духовности и здоровья: методы, оценка и статистика» содержит всесторонний анализ различных источников литературы о духовности и здоровье, включая молитву. В Таблице 1 приведены основные предложения и рекомендации по поводу молитвы с пациентами в лечебных учреждениях. Хочу призвать медсестёр к изучению христианской литературы о молитве. Посещайте занятия по изучению методов поддержки пациентов посредством молитвы.

Таблица 1. Рекомендации по молитве с пациентами в лечебных учреждениях.

Установите контакт. Будьте рядом; внимательно слушайте.
Определяйте духовные потребности пациента, в том числе и потребность в молитве.
Уважайте верования пациента.
Старайтесь адаптировать конкретный вид молитвы к традициям пациента.
Предлагайте помолиться с пациентом только, если это является уместным; всегда спрашивайте разрешения.
Если это уместно, спросите у пациента: «Могу ли я молиться оВас безмолвно?»
Молитва с пациентом не должна идти в разрез с вашими убеждениями и верованиями.
Если вы чувствуете необходимость молитвы – молитесьо пациенте безмолвно.
Приглашайте капелланов, духовных наставников, священников для духовнойопеки пациентов.
Будьте осведомлены об особенностях восприятия молитвенных практик пациентами различных культур и субкультур.
Старайтесь познавать наилучшие молитвенные практики (изучайте христианскую литературу о молитве, посещайте учебные занятия, обращайтесь за помощью к опытным душепопечителям).
Старайтесь восполнять собственные духовные потребности, возрастая в познании Господа.
Практикуя безмолвную молитву

Принимая во внимание полемику вокруг этики молитвы, практика безмолвной молитвы может быть очень уместной в процессе лечения пациента. Некоторые люди говорят о проявлении неэтичности, если медсестра, не спросив разрешения и не зная о молитвенных потребностях пациента, молится безмолвной молитвой (Пучалски и Феррелл, 2010). Однако безмолвная молитва медсестры может исключить возможные негативные последствия от молитвы с пациентом. Безмолвная молитва помогает медсёстрам проявлять Божью любовь к пациентам, не нарушая их комфорт.

Карсон (2011) говорит о трех составляющих духовной опеки: «служение присутствия, служение слова и служение действия» (Карсон, 2011, стр. 173). Служение слова включает совершение молитвы. Ухаживая за больным, медсестра может молиться безмолвной молитвой. Духовная опека может выражаться в простом «даре присутствия», когда медсестра просто внимательно слушает пациента (ДиДжозеф и Кейвендиш, 2005, стр. 151). Медсестра, молясь безмолвной молитвой, может просить Божьейпомощи в исцелении пациента или в проведении медицинского обследования и хирургических операций (Карсон, 2011). Человек, являющийся интровертом, может чувствовать себя некомфортно, когда он молится вслух. Поэтому, он предпочитает безмолвную или медитативную молитву (Тейлор, 2003). Практика безмолвной молитвы может быть удобной также для медсестёр, которые желают молиться, но по некоторым причинам ощущают внутренний дискомфорт, когда молятся с пациентами. Христианские медсестры должны знать, что их молитвы могут оказать благотворное воздействие на здоровье пациента, если даже он не верит в эту молитву (ДиДжозеф и Кейвендиш, 2005).

Заключение

Молитва является обычной практикой среди населения США. Многие американцы отмечают важность молитвы и считают её необходимой для их здоровья. Поэтому, принимая во внимание историческиетрадиции молитвы как составляющей лечения и ухода (О'Брайан, 2003), и значимость молитвы для населения, можно утверждать, что практика молитвы о пациентах вполне довольно распространекна в США. Если медсёстры понимаютзначение молитвы о своих пациентах, они имеют возможность профессионально расти в оказании духовной поддержки (ДиДжозеф и Кейвендиш, 2005).

О'Брайан (2003) утверждал: «Только через молитву медсёстры смогут по-настоящему совершать служение исцеляющего ухода, которое вовлекает дары смирения, мира, помощи и спасения» (О'Брайан, 2003, стр. 120). Практикуя молитву, медсёстры смогут получить благословение себе. Более того, практика медсестринской молитвы поможет медсестре совершенствовать своё профессиональноемастерство.

Ахмед, Р. Л. и Холл, С. (2008). Ходатайственная молитва об исцелении. Кокрейн Коллаборейшн. Оксфорд, СоединённоеКоролевство: Уайли.

(Ahmed, R. L., & Hall, S. (2008). Intercessory prayer for the alleviation of ill health.The CochraneCollaboration. Oxford, UK: Wiley).

Ай, А. Л., Данкл, Р. Е., Питерсон, С. и Боулинг, С. Ф. (1998). Роль частной молитвы в психологическомвосстановлении пациентов среднего и пожилого возраста, перенесших операцию на сердце. Геронтолог, 38 (5), 591-601. doi:10.1093/geront/38.5.591.

(Ai, A. L., Dunkle, R. E., Peterson, C., &Bolling, S.F. (1998). The role of private prayer in psychological recovery among midlife and aged patients following cardiac surgery.The Gerontologist, 38(5), 591–601.doi:10.1093/geront/38.5.591).

Ай, А. Л., Питерсон, С., Боулинг, С. Ф. и Коениг, Х. Г. (2002). Частная молитва и оптимизм пациентов среднего и пожилого возраста, ожидающих операцию на сердце. Геронтолог, 42 (1), 70-81.

(Ai, A. L., Peterson, C., Bolling, S. F., & Koenig, H.G. (2002). Private prayer and optimism in middleaged and older patients awaiting cardiac surgery.TheGerontologist, 42(1), 70–81).

Ай, А. Л., Питерсон, С., Тайс, Т. Н., Хуанг, Б., Роджерс, В. иБоулинг, С. Ф. (2007). Влияние молитвы на психическое здоровье пациентов, перенесших операцию на сердце: роль оптимизма и сильные страдания. Журнал психического здоровья, 12 (4), 580-596. doi:10.1177/1359105307078164.

(Ai, A. L., Peterson, C., Tice, T. N., Huang, B., Rodgers, W., &Bolling, S. F. (2007). The influence of prayer coping on mental health among cardiac surgery patients: The role of optimism and acute distress. JournalofHealthPsychology 12(4), 580–596.doi:10.1177/1359105307078164).

Ай, А. Л., Тайс, Т. Н., Питерсон, С. и Хуанг, Б. (2005). Молитва, духовная опека и положительное отношение в контексте национальной трагедии 11 сентября. Журналличности, 73 (3), 763-791.

(Ai, A. L., Tice, T. N., Peterson, C., & Huang, B. (2005). Prayers, spiritual support and positive attitudes in coping with the September 11 national crisis.Journalof Personality, 73(3), 763–791).

Балбони, М. Д., Бабар, А., Диллингер, Д., Фелпс, А. С., Джордж, Е., Блок, С. Д., …, Балбони, Т. А. (2011). «Это зависит»: взгляд пациентов, докторов и медсестер на практикующую молитву пациента при раковых заболеваниях. Журнал контроля боли и симптомов, 41 (5), 836-847.

(Balboni, M. J., Babar, A., Dillinger. J., Phelps, A. C., George, E., Block, S. D., ..., Balboni, T. A. (2011). “It depends”: Viewpoints of patients, physicians, and nurses on patient-practitioner prayer in the setting of advanced cancer. Journal of Pain and SymptomManagement, 41(5), 836–847).

Барна, Г. (2011). Прогноз: сегодняшнее направление для завтрашнего мира.КаролСтрим, Иллинойс: Тиндейл.

(Barna, G. (2011). Futurecast: What today’s trends mean for tomorrow’s world. Carol Stream, IL: Tyndale).

Барна Групп (2004). Возрастающая религиозная активность на Западе.  http://www.barna.org/barnaupdate/article/5-barna-update/136-religious-activityincreasing-in-the-west?q=barna+annual+survey+prayer.

(Barna Group. (2004). Religious Activity Increasing in the West. Retrieved from http://www.barna.org/barnaupdate/article/5-barna-update/136-religious-activityincreasing-in-the-west?q=barna+annual+survey+prayer).

Барнс, П. М., Паувелл-Гринер, Е., МакФанн, К. иНахин, Р. Л. (2004). Практикуемаяальтернативнаямедицина: СоединённыеШтаты, 2002. Усовершенствованная система, (343), 1-20. http://nccam.nih.gov/news/camstats/2002/report.pdf.

(Barnes, P. M., Powell-Griner, E., McFann, K., &Nahin, R.L. (2004). Complementary and alternativemedicine use among adults: United States 2002.Advance Data, (343), 1–20. Retrieved from http://nccam.nih.gov/news/camstats/2002/report.pdf).

Билифнэт(2005).Новости США. Результаты исследования молитвы. http://www.beliefnet.com/News/2005/08/newsweekbeliefnet-poll-results.aspx (8 ноября, 2011).

(Beliefnet (2005). U.S. News &Beliefnet Prayer Survey results. Retrieved November 8, 2011, from http://www.beliefnet.com/News/2005/08/newsweekbeliefnet-poll-results.aspx).

Браун, С. Г., Мори, С. С., Уильямс, Р. И МакКлимонд, М. Д. (2010). Изучение терапевтического воздействия ходатайственной молитвы на болезни зрения и слуха в деревнях Мозамбика. Южный медицинский журнал, 103 (9), 864-869. doi:10.1097/SMJ.0b013e3181e73fea.

(Brown, C. G., Mory, S. C., Williams, R., &McClymond, M. J. (2010). Study of the Therapeutic Effects of Proximal Intercessory Prayer (STEPP) on Auditory and Visual Impairments in Rural Mozambique.Southern Medical Journal,103(9), 864–869. doi:10.1097/SMJ.0b013e3181e73fea).

Карсон, В. Б. (2011). В чем суть духовной заботы? Журнал христианских медсестер, 28 (3), 173.

(Carson, V. B. (2011). What is the essence of spiritual care? Journal of Christian Nursing, 28(3), 173).

Кейвендиш, Р., Конекни, Л., Льюис, Б. К. и Ланза, М. (2004). Рост профессионализма медсестры посредством молитвы. Холистическая  медицинская практика, 18 (1), 26-31.

(Cavendish, R., Konecny, L., Luise, B.K., &Lanza, M. (2004). Nurses enhance performance through prayer. HolisticNursingPractice, 18(1), 26–31.

Чу, П. Е. (2011). Ходатайственная молитва рядом. Южный медицинский журнал, 104 (3), 244. doi:10.1097/

SMJ.0b013e31820bfb41.

(Choo, P. E. (2011). Proximal intercessory prayer.Southern Medical Journal, 104(3), 244. doi:10.1097/SMJ.0b013e31820bfb41).

Колемэн, С. Л., Эллер, Л. С., Ноукс, К. М., Банч, Е., Рейнолдс, Н. Р., Корлесс, И. Б., …, Холземер, В. Л. (2006). Молитва как альтернативная медицина для преодоления симптомов ВИЧ среди пациентов, представляющих различные этнические группы. Глобальная медицинская практика, 20 (2), 65-72.(Coleman, C. L., Eller, L. S., Nokes, K. M., Bunch, E., Reynolds, N. R., Corless, I. B., ..., Holzemer, W. L. (2006). Prayer as a complementary health strategy for managing HIV-related symptoms among ethnically diverse patients.Holistic Nursing Practice, 20(2), 65–72).

Денхолм, Б. (2008). Клинические вопросы: медсестра и молитва. ЖурналАОРН, 88 (3), 451-455.

(Denholm, B. (2008). Clinical issues: Staff nurses and prayer. AORN Journal, 88(3), 451–455).

ДиДжозеф, Д. иКейвендиш, Р. (2005). Разъяснение диалога о значимости молитвы в заботе о пациенте. Холистическая медицинскаяпрактика, 19 (4), 147-154.

(DiJoseph, J., & Cavendish, R. (2005) Expanding the dialogue on prayer relevant to holistic care. Holistic Nursing Practice, 19(4), 147–154).

Гаудиа, Г. (2007). О ходатайственной молитве: научное исследование чудес. Общая медицина, 9 (1), 56.http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1924985/.

(Gaudia, G. (2007). About intercessory prayer: Thescientific study of miracles. Medscape General Medicine,9(1), 56. Retrieved from http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1924985/).

Гроссмен, С. Л. (2010). Исследование: 83% говорят, что Бог отвечает на молитвы, 57% одобряют национальный день молитвы. США СЕГОДНЯ.http://www.usatoday.com/news/religion/2010-05-05-prayer05_ST_N.htm.

(Grossman, C. L. (2010). Poll: 83% say God answers prayers, 57% favor National prayer day. USA TODAY. Retrieved from http://www.usatoday.com/news/religion/2010-05-05-prayer05_ST_N.htm).

Хефти, Р. (2011). Вовлечениерелигиюидуховности в заботу о психическом здоровье, психиатрию и психотерапию. Религия, 2, 611-627. doi:10.3390/rel2040611.

(Hefti, R. (2011). Integrating religion and spirituality into mental health care, psychiatry and psychotherapy. Religion, 2, 611–627. doi:10.3390/rel2040611).

Хелминг, М. Х. (2011). Исцеление через молитву: всесторонне исследование. Холистическаямедицинскаяпрактика, 25 (1), 33-44.

(Helming, M. H. (2011). Healing through prayer: A qualitative study. Holistic Nursing Practice, 25(1), 33–44).

Холливелл, С. и Волкер, Д. (2009). Частная молитва, которая уместна для госпитализированных пациентов: критический анализ литературы. Журналклиническогоухода, 18, 637-651.

(Hollywell, C., & Walker, J. (2009). Private prayer as a suitable intervention for hospitalized patients: A critical review of the literature. Journal of Clinical Nursing, 18,637–651).

Холт-Эшлеу, М. (2000). Медсестры молятся: молитва и духовность как альтернативная медицина во время интенсивной терапии. Клинические вопросы: усовершенствованное лечение критических состояний, 11 (1), 60-67.

(Holt-Ashley, M. (2000). Nurses pray: Use of prayer and spirituality as a complementary therapy in the intensive care setting. AACN Clinical Issuers: Advanced Practice in Acute & Critical Care, 11 (1), 60–67).

Коениг, Х. Г. (2007). Духовность в уходе за больным: почему, как, когда и что (2-е изд.). ВестКоншохокен: Темплтон.

(Koenig, H. G. (2007). Spirituality in patient care: Why, how, when and what (2nd ed.). West Conshohocken: Templeton).

Коениг, Х. Г., Кинг, Д. иКарсон, В. Б. (2012). Пособие по религии и здоровье (2-е изд.). Нью-Йорк: Оксфорд. (Koenig, H. G., King, D., & Carson, V. B. (2012). Handbook of religion and health (2nd ed.). New York,NY: Oxford).

Крукофф, М. В. иКратер, С. В. (2010). Что «нам» нужно знать о молитве и исцелении? Журнал альтернативной медицины, 15 (12), 1259-1261. doi:10.1089/acm.2009.0675.

(Krucoff, M. W., & Crater, S. W. (2010). What do “we” want and need to know about prayer and healing? Journal of Alternative and Complementary Medicine,15(12), 1259–1261. doi:10.1089/acm.2009.0675).

Мэтьюс, А. (2012, 13 апреля). Медсестры восполняют духовные нужды пациента. Презентация, посвященная 20-летию Ежегодного дня исследования, Ну Омега Чаптер оф Сигма Тета Тау Интернешнал Онор Сосаети оф Нёрсинг, Уилмингтон, Северная Каролина.(Matthews. A. (2012, April, 13). Nurses behavioral

responses to patient spiritual needs. Podium Presentation at the 20th Annual Research Day, Nu Omega Chapter of Sigma Theta Tau International Honor Society of Nursing, Wilmington, North Carolina).

Мастерс, К. С. и Спилменс, Г. И. (2007). Молитва и здоровье: обзор, анализ и исследование. Журнал поведенческой медицины, 30 (4), 329-338. doi:10.1007/s10865-007-9106-7.

(Masters, K. S., &Spielmans, G. I. (2007). Prayer and health: Review, meta-analysis, and research agenda. Journal of Behavioral Medicine, 30(4), 329–338, doi:10.1007/s10865-007-9106-7).

МакКаффрей, А. М., Эйзенберг, Д. М., Легедза, А. Т., Дэйвис, Р. Б. и Филлипс, Р. С. (2004). Молитва о здоровье: результаты национального исследования. Архив медицины внутренних органов, 164 (8), 858-862.(McCaffrey, A. M., Eisenberg, D. M., Legedza, A. T., Davis, R. B., & Phillips, R. S. (2004). Prayer for health concerns: Results of a national survey on prevalence and patterns of use. Archives of Internal Medicine,164(8), 858–862).

МакКарвер, П. К. (2010). Неожиданная благодать: изучение молитвы. Журналхристианскихмедсестер, 27 (4), 312-313.

(McCarver, P. K. (2010). Unexpected grace: A case study in prayer. Journal of Christian Nursing, 27(4), 312–313).

Нэнси, Д. Г., Квинн Гриффин, М. Т., МакНулти, С. Р. и Фитзпатрик, Д. Д. (2010). Практика молитвы среди молодых людей. Холистическая медицинская практика, 24 (6), 338-344. doi:10.1097/HNP.0b013e3181fbdd92.

(Nance, J. G., Quinn Griffin, M. T., McNulty, S. R., & Fitzpatrick, J. J. (2010). Prayer practices among young adults. Holistic Nursing Practice, 24(6), 338–344. doi:10.1097/HNP.0b013e3181fbdd92).

Нараянасами, А. и Нараянасами, М. (2008). Целительная сила молитвы и ее практика в медицине. Британский журнал медсестры, 17 (6), 394-398. PMID:18414311.

(Narayanasamy, A., &Narayanasamy, M. (2008). The healing power of prayer and its implications for nursing.British Journal of Nursing,17(6), 394–398.PMID:18414311).

 

О’Брайан, М. Е. (2003). Молитва в медицине: духовность сострадательной заботы. Бостон: ДжонсиБартлетт.

(O’Brien, M. E. (2003). Prayer in nursing: The spirituality of compassionate caregiving. Boston: Jonesand Bartlett).

О'Коннор, П. Д., Пронк, Н. П., Тан, А. иВайтбёрд, Р. Р. (2005). Характеристика взрослых, которые используют молитву, как альтернативную терапию. Американский журнал о здоровье, 19 (5), 369-375.(O’Connor, P. J., Pronk, N. P., Tan, A., &Whitebird, R. R. (2005). Characteristics of adults who use prayer as an alternative therapy.American Journal of HealthPromotion, 19(5), 369–375).

Петит, Д. Р. (2010). Ходатайственная молитва рядом. Южный медицинский журнал, 103 (9), 853.

(Peteet, J. R. (2010). Proximal intercessory prayer.Southern Medical Journal, 103(9), 853).

Пучалски, С. иФеррелл, Б. (2010). Всесторонняя забота о здоровье: вовлечение духовности в уход за пациентом. ВестКоншохокен, Пенсильвания: Темплтон.

(Puchalski, C., & Ferrell, B. (2010). Making health care whole: Integrating spirituality into patient care. West

Conshohocken, PA: Templeton).

Робертс, Л., Ахмед, И., Холл, С. иДэйвисон, А. (2009). Ходатайственная молитва об исцелении. Кочрейн Коллаборейшн, Лондон: Уайли. http://summaries.cochrane.org/CD000368/intercessory-prayer-for-the-alleviationof-ill-health.

(Roberts, L., Ahmed, I., Hall, S., & Davison, A. (2009). Intercessory prayer for the alleviation of ill health.The Cochrane Collaboration, London: Wiley. Retrieved from http://summaries.cochrane.org/ CD000368/intercessory-prayer-for-the-alleviationof-ill-health).

Шелли, Д. А. (2005). Тайна исцеления. Журнал христианских медсестер, 22 (3), 6-14.

( Shelly, J. A. (2005). The mystery of healing.Journal ofChristian Nursing, 22(3), 6–14).

Смит, А. Р. (2011). Что делать, если пациент отвергает молитву? Журнал христианских медсестер, 28 (4), 235.

(Smith, A. R. (2011). What if a patient doesn’t want prayer? Journal of Christian Nursing, 28(4), 235).

Стрэнг, С. В. (2011). Действенна ли ходатайственная молитва при медицинском вмешательстве? Журналхристианскихмедсестер, 28 (2), 92-95.

(Strang, C. W. (2011). Is intercessory prayer valid nursing intervention? Journal of Christian Nursing, 28(2),

92–95).

Тейлор, Е. Д. (2003). Клинические аспекты молитвы. Холистическая медицинская практика, 17 (4), 179-188.

(Taylor, E. J. (2003). Prayer’s clinical issues and implications.Holistic Nursing Practice, 17(4), 179–188).

Тейлор, Е. Д. (2011). Духовная забота: евангелизм у постели? Журнал христианских медсестер, 28 (4), 194-202. doi:10.1097/CNJ.0b013e31822b494d.

(Taylor, E. J. (2011). Spiritual care: Evangelism at thebedside? Journal of Christian Nursing, 28(4), 194–202.

doi:10.1097/CNJ.0b013e31822b494d).

Тейлор, Е. Д. и Меймаер, И. (2005). Духовная забота медсестры: чего хотят больные раком и члены их семей. Журнал по уходу за пациентом, 49 (3), 260-267.

(Taylor, E. J., &Mamier, I. (2005). Spiritual care nursing: What cancer patients and family caregivers want. Journal of Advanced Nursing, 49(3), 260–267).

Трейси, М. Ф., Линквист, Р., Сейвик, К., Волнокай, С., Сендлбэк, С., Крейтцер, М. Д. и Бэрмен, Б. (2005). Практика альтернативной терапии: национальный опрос медсестер, работающих в реанимационных отделениях. Американский журнал о лечении критических состояний, 14 (5), 404-415.

(Tracy, M. F., Linquist, R., Savik, K., Walnauki, S., Sendelback, S., Kreitzer, M. J., & Berman, B. (2005). Use of complementary and alternative therapies: A national survey of critical care nurses. American Journalof Critical Care, 14(5), 404–415).

Ваннемредди, П., Брайан, К. иНанда, А. (2009). Влияние молитвы и результат молитвы за пациентов с серьезной травмой головы.Американский журнал о лечении неизлечимых больных, 26 (4), 264-269.(Vannemreddy, P., Bryan, K., & Nanda, A. (2009). Influence of prayer and prayer habits on outcome in patients with severe head injury. American Journal ofHospice Palliative Care, 26(4), 264–269).

Уолтон, Д. иСулливан, Н. (2004). Муж молитвы: духовность мужчин, страдающих раком предстательной железы. Всесторонне изучение. Журнал глобальной медицины, 22, 133-151. doi:10.1177/0898010104264778.

(Walton, J., & Sullivan, N. (2004) Men of prayer: Spirituality of men with prostate cancer: A grounded theory study. Journal of Holistic Nursing, 22, 133–151.doi:10.1177/0898010104264778).

Оригинал на английском

 

Просмотров: 2584 | Добавил: melnikoff | Теги: Молитва в клинической практике: как | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа